| 
 
 Я завидую ей - молодой
 и худой, как рабы на галере:
 горячей, чем рабыни в гареме,
 возжигала зрачок золотой
 и глядела, как вместе горели
 две зари по-над невской водой.
 Это имя, каким назвалась,
 потому что сама захотела, -
 нарушенье черты и предела
 и востока незваная власть,
 так - на северный край чистотела
 вдруг - персидской сирени напасть.
 Но ее и мое имена
 были схожи основой кромешной-
 лишь однажды взглянула с усмешкой-
 как метелью лицо обмела.
 Что же было мне делать - посмевшей
 зваться так, как назвали меня?
 Я завидую ей - молодой
 до печали, но до упаданья
 головою в ладонь, до страданья
 я завидую ей же - седой
 в час, когда не прервали свиданья
 две зари по-над невской водой.
 Да, как колокол, грузной, седой,
 с вещим слухом, окликнутым зовом:
 то ли голосом чьим-то, то ль звоном,
 излученным звездой и звездой,
 с этим неописуемым зобом,
 полным песни, уже неземной.
 Я завидую ей - меж корней,
 нищей пленнице рая иль ада.
 О, когда б я была так богата,
 что мне прелесть оставшихся дней?
 Но я знаю, какая расплата
 за судьбу быть не мною, а ей.
 ИЗ ЦИКЛА "ЖЕНЩИНЫ И ПОЭТЫ"
 Так, значит, как вы делаете, друга?
 Пораньше встав, пока темно-светло,
 открыв тетрадь, перо берете в руки
 и пишете? Как, только и всего?
 Нет, у меня - все хуже, все иначе.
 Свечу истрачу, взор сошлю в окно,
 как второгодник, не решив задачи.
 Меж тем в окне уже светло-темно.
 Сначала - ночь отчаянья и бденья,
 потом (вдруг нет?) - неуловимый звук.
 Тут, впрочем, надо начинать с рожденья,
 а мне сегодня лень и недосуг.
 Теперь о тех, чьи детские портреты
 вперяют в нас неукротимый взгляд:
 как в рекруты забритые поэты,
 те стриженые девочки сидят.
 У, чудища, в которых все нечетко!
 Указка им - лишь наущенье звезд.
 Не верьте им, что кружева и челка.
 Под челкой - лоб. Под кружевами - хвост.
 И не хотят, а притворятся ловко.
 Простак любви влюбиться норовит.
 Грозна, как Дант, а смотрит, как плутовка.
 Тать мглы ночной, "мне страшно!" говорит.
 Муж несравненный! Удели ей ада.
 Терзай, покинь, всю жизнь себя кори.
 Ах, как ты глуп! Ей лишь того и надо:
 дай ей страдать - и хлебом не корми!
 Твоя измена ей сподручней ласки.
 Не позабудь, прижав ее к груди:
 все, что ты есть, она предаст огласке
 на столько лет, сколь есть их впереди.
 Кто жил на белом свете и мужского
 был пола, знает, как судьба прочна
 в нас по утрам: иссохло в горле слово,
 жить надо снова, ибо ночь прошла.
 А та, что спит, смыкая пуще веки, -
 что ей твой ад, когда она в раю?
 Летит, минуя там, в надзвездном верхе,
 твой труд, твой долг, твой грех, твою семью.
 А все ж - пора. Стыдясь, озябнув, мучась,
 надела прах вчерашнего пера
 и - прочь, одна, в бесхитростную участь,
 жить, где жила, где жить опять пора.
 Те, о которых речь, совсем иначе
 встречают день. В его начальной тьме,
 о, их глаза - как рысий фосфор, зрячи,
 и слышно: бьется сильный пульс в уме.
 Отважно смотрит! Влюблена в сегодня!
 Вчерашний день ей не в науку. Ты -
 здесь щи при чем. Ее душа свободна.
 Ей весело, что листья так желты.
 Ей важно, что тоскует звук о звуке.
 Что ты о ней - ей это все равно.
 О муке речь. Но в степень этой муки
 тебе вовек проникнуть не дано.
 Ты мучил женщин, ты был смел и волен,
 вчера шутил - не помнишь нынче, с кем.
 Отныне будешь, славный муж и воин,
 там, где Лаура, Беатриче, Керн.
 По октябрю, по болдинской аллее
 уходит вдаль, слезы не уронив, -
 нежнее женщин и мужчин вольнее,
 чтоб заплатить за тех и за других.
 НОЧЬ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ
 Сегодня, покуда вы спали, надеюсь,
 как всадник в дозоре, во тьму я глядела.
 Я знала, что поздно, куда же я денусь
 от смерти на сцене, от бренного дела!
 Безгрешно рукою водить вдоль бумаги.
 Писать - это втайне молиться о ком-то.
 Запеть напоказ - провиниться в обмане,
 а мне не дано это и неохота.
 И все же для вас я удобство обмана.
 Я знак, я намек на былое, на Сороть,
 как будто сохранны Марина и Анна
 и нерасторжимы словесность и совесть.
 В гортани моей, неумелой да чистой,
 жил призвук старинного русского слова.
 Я призрак двусмысленный и неказистый
 поэтов, чья жизнь не затеется снова.
 За это мне выпало нежности столько,
 что будет смертельней, коль пуще и больше.
 Сама по себе я немногого стою.
 Я старый глагол в современной обложке.
 О, только за то, что душа не лукава
 и бодрствует, благословляя и мучась,
 не выбирая, где милость, где кара,
 на время мне посланы жизнь и живучесть.
 Но что-то творится меж вами и мною,
 меж мною и вами, меж всеми, кто живы.
 Не проще ли нам обойтись тишиною,
 чтоб губы остались свежи и не лживы?
 Но коль невозможно, коль вам так угодно,
 возьмите мой голос, мой голос последний!
 Вовеки я буду добра и свободна,
 пока не уйду от вас сколько-то-летней...
 
 |