Суббота, 14.12.2024, 22:47 Мой сайт Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Марина Цветаева [171]
Геннадий Шпаликов [42]
Яков Полонский [77]
Сильвия Платт [56]
Собрание стихотворений
Самуил Киссин [26]
Стихотворения 1906-1916 годов
Зинаида Гиппиус [121]
Владимир Набоков [67]
Стихи
Максимилиан Волошин [148]
Стихотворения 1900 – 1910
Андрей Вознесенский [213]
Егор Летов [84]
Lirika
Юрий Левитанский [86]
Стихотворения
Федор Иванович Тютчев [645]
Полное собрание стихотворений
Иосиф Бродский [214]
Форма входа

Популярные стихи
МЫС ШЕРЛИ
ОПЯТЬ
НОЧНАЯ ДУМА
Что посмотреть в Праге за полдня?
ОСТРОВА В ОКЕАНЕ
КЛИЕНТ
ПИСЬМО
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Александр Александрович Блок - единственный из символистов, признанный еще при жизни поэтом общенационального значения. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической русской культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия "дома", а в его поэтическом творчестве завершились все важнейшие течения русской лирики XIX в. Отец поэта - профессор Варшавского университета, мать - переводчица, дочь ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, жена - дочь знаменитого химика Д. И. Менделеева. Сам Блок окончил историко-филологический факультет в Петербурге. Первая публикация - в 1903 г. (в журнале "Новый путь"), первая книга - "Стихи о Прекрасной Даме" (М., 1905).
Уже здесь сказались важнейшие черты творческой манеры Блока: особая спаянность собранных в книге стихотворений, единый лирический сюжет, сквозные мотивы-символы (весна, закат, заря, вечер, ветер, лучезарность). Традиционная тема романтической любви-служения продолжила в "Стихах о Прекрасной Даме" то новое для русской поэзии содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в "Божественном всеединстве". Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и в частности "лунную" символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца и т. д.). Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан ни читателем, ни исследователями его творчества.
"Стихи о Прекрасной Даме" отчетливо выявили и трагическую неосуществимость жизненной гармонии (мотивы "кощунственных" сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной "изменить облик"), поставив поэта перед необходимостью иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для Блока сыграли события первой русской революции 1905 г., обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику Блока 1904-1907 гг. проникает и становится ведущей тема "стихии" (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют "стихийные" демонические Незнакомка, Снежная маска, цыганка Фаина. В те годы Блок становится активным участником литературного процесса, публикует в журналах не только стихи, но и статьи, с 1907 г. заведует отделом литературной критики в журнале "Золотое Руно", неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. Выходят новые поэтические сборники ("Нечаянная радость". М., 1907; "Снежная маска". СПб., 1907; "Земля в снегу". М., 1908; "Ночные часы". М., 1911), а также пьесы "Балаганчик" и "Незнакомка", поставленные в театре В. Ф. Комиссаржевской. Наиболее существенны для его творчества в те годы темы трагического отчуждения личности от народной стихии, кризиса индивидуализма, раскола между народом и интеллигенцией. Его стихи о России соединяют образы родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию.
В 1911-1912 гг. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное "Собрание стихотворений". С того времени поэзия Блока существует в читательском сознании как единая "лирическая трилогия", уникальный "роман в стихах", создающий "миф о пути", о духовном становлении поэта (Д. Максимов). "Все стихи вместе - "трилогия вочеловечения" (от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию. проклятиям, "возмездию" и... к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру", по автохарактеристике Блока). В "трилогии" как большой форме нового типа реализовалось давнее стремление ее автора выйти за пределы лирическое" микрокосма к иным, не дававшимся ему эпическим формам (не случайно поэма "Возмездие", над которой поэт работал с 1910 г. до самой смерти, не была завершена).
С энтузиазмом встретив революционные события 1917 г., Блок участвовал в работе Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывшего царского правительства, а после Октября в издательстве "Всемирная литература", Театральном отделе Наркомпроса, Союзе поэтов и др. Восприятие революции как взрыва народной стихии отразилось в поэме "Двенадцать", сразу же получившей всемирную известность и во многом определившей искания советской поэзии 20-х годов. Но, принимая и в значительной мере оправдывая стихийные проявления народного гнева, Блок не мог принять и оправдать становление советской бюрократии, ставшее очевидным уже к 1919 г. Именно в то время душевный подъем сменился у Блока развивающейся депрессией, повлиявшей и на его физическое состояние. В поисках последнего духовного самоопределения Блок от идеи растворения в стихии пришел к концепции спасающего причастия к истинной культуре ("тайная свобода"), что выразилось в его последних статьях и стихах о Пушкине.















































































































































  • Календарь
    «  Декабрь 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Читаемое сегодня
    Не делили заранее роли
    Живой факел
    Сон
    ПАЛИТРА ЖИЗНИ
    СВЯТОЙ ЧЕТВЕРГ
    СВЕТЛЯК
    НАБЛЮДАЮ ОХОТУ
    Архив записей
    Интересное
    С. ЯКОВЛЕВ
    ВОСПОМИНАНИЕ
    НЕ ГОРЮЙ
    СЕМЬ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ
    Ты далеко сегодня от меня
    Не уделяй мне много времени
    ЗАПАДНЫЙ ВЕТЕР
    Поиск
    Копирование материалов допустимо только при наличии ссылки на сайт www.lirikalive.ru© 2024